Развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции , формирование уверенности в себе, способности управлять собственным и отвечать за него
Тренинговое занятие «Внутренняя сила»
для обучающихся 9-11 классов
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению
психического здоровья участников на основе овладения ими способов
саморегуляции и активизации личностных ресурсов. Развитие способности
справляться с жизненными сложностями.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Процедура проведения
Вступительная часть
Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о занятии.
— Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы
обсудить такие важные темы, как саморегуляция и жизнестойкость. Сегодня мы сможем на практике попробовать различные техники стрессоустойчивости и внимательного отношения к своему состоянию и обращению к своим ресурсам.
Что же такое жизнестойкость? Жизнестойкость отражает стремление человека выжить в тех или иных условиях жизнедеятельности, стать индивидуальностью, сформировать конструктивные смысложизненные
установки, реализовать себя и свои способности, при этом преобразуя окружающий мир, делая его лучше.
Жизнестойкость – это творческая реализация своего личностного потенциала, устойчивость не к требованиям той или иной жизненной ситуации, а к возможностям, которые она предоставляет для реализации собственных целей, смыслов, предназначений человека, это мужество жить и творить жизнь.
— А теперь мы обсудим с вами различные способы саморегуляции.
Разминка
Упражнение 1 «Шум дождя»
Время: 10 минут.
Участники становятся в круг. Ведущий предлагает участникам всем вместе
«прислушаться» к «дождю» и выполнять действия, о которых идет речь.
— Представим, что за окном начался дождь. Давайте вместе послушаем, какой он.
Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои
движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите
внимательно!
– Поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
– Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).
– Дождь усиливается. (Хлопки ладонями).
– Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
– А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
– Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
– Дождь утихает. (Хлопки ладонями).
– Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).
– Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
– Солнце! (Руки вверх).
Данное упражнение помогает снять нервно-психическое напряжение
и способствует устранению психической нагрузки на мозг.
Упражнение 2 «Моя тревога»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: осознание и вербализация своих переживаний.
Необходимый инструментарий: мяч
— Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, что вы испытываете,
когда чувствуете тревогу, нервное напряжение; где находится это переживание, как оно выражается на физическом уровне, в каких ситуациях чаще всего это проявляется».
После того, как все участники вспомнили про свои ощущения во время
тревоги, ведущий предлагает им следующее: «А теперь, передавая по кругу
мяч, вы можете рассказать о том, с какими ситуациями связана ваша тревога и как она проявляется».
Упражнение 3 «Групповое обсуждение»
Время: 20 минут.
Цель упражнения: определение способов и техник саморегуляции.
Необходимый инструментарий: доска, мел или маркер для доски.
Ведущий разделяет доску на 2 части.
— Ребята, сейчас вам нужно будет разделиться на две группы
и за отведенное время, придумать как можно больше способов, как справиться со стрессом и записать их на своей части доски.
После того, как время вышло, ведущий ищет в записях одинаковые способы
и обводит их, они обсуждаются первыми. Далее обсуждаются способы, которые различаются в записях подгрупп.
— Давайте обратим внимание на то, что у нас получилось. На доске
я обвела те способы, которые чаще всего встречались в ваших ответах.
— Как вы думаете, о чем это говорит? Давайте посмотрим, какие есть еще способы, которые, как вы считаете, могут помочь справиться со стрессом
— Скажите, кому подходит вот этот способ…
-Как вы думаете, есть ли еще способы, которые не отражены на доске, но могут быть эффективными?
В процессе обсуждения ведущий может попросить членов команд
продемонстрировать некоторые предложенные ими приемы. Также ведущий может предложить дополнительно другие способы, как можно справиться со стрессом и стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Упражнение 4 «Весна»
Время: 10 минут.
Цель упражнения: развитие навыков саморегуляции, обучение методам
и приемам снятия напряжения.
— Представьте себя большой глыбой снега в морозный день, а сейчас медленно начинает наступать весна, и солнце начинает светить сильнее и согревать все вокруг, глыба начинает таять.
— В процессе рассказа ведущий показывает, как в начале упражнения нужно
напрячься, выпрямиться, быть как будто замороженная глыба снега, а потом
медленно расслабляться: сначала повисает голова, потом опускаются плечи, потом участники группы сгибаются в спине, в коленях и в конце присаживаются.
— Данное упражнение может помочь при сильной напряженности в мышцах
и при общей напряженности, когда человеку может быть необходимо полное расслабление и релаксация.
Упражнение 5 «Превращаем проблемы в цели»
Время: 15 минут.
Это упражнение дает участникам возможность научиться смотреть
на проблему как на цель, которая может быть достигнута.
— Иногда мы можем столкнуться со сложностями, однако, что будет,
если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели
бы достичь. Давайте попробуем сделать это.
Ведущий предлагает написать участникам что-то, что им кажется сейчас
проблемой, для этого можно воспользоваться вопросами, которые позволяют
очертить круг возможностей:
– Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?
– Что еще может доставить мне удовольствие?
– В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
– Что создает мне больше всего забот?
– Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?
– Что дает возможность чувствовать себя уютно?
– Что стало в последнее время меня раздражать?
– Что мне надо изменить в себе?
– На что у меня уходит слишком много времени?
– Что мне очень сложно делать?
– От чего я быстро устаю?
– Как я мог бы лучше распределять свое время?
— Теперь постарайтесь описать выбранную вами проблему как
можно более объективно, это может быть текст, схема или сочетание различных способов.
После того, как участники сформулировали проблему и посмотрели на нее
с объективной позиции, ведущий предлагает превратить ее в цель.
— Вы посмотрели на проблему с нескольких точек зрения, теперь
предлагаю вам проделать еще одну трансформацию. Посмотрите на свои записи.
Участники формулируют цель, затем ведущий предлагает обсудить такой
способ взгляда на проблему.
— Легко ли было превращать проблему в цель? Можно
ли использовать этот способ в других ситуациях? Если на пути достижения цели, вам потребуется помощь, к кому вы можете обратиться?
Завершение
Упражнение 7 «Цвета силы»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, повышение самооценки,
прощание.
Необходимый инструментарий: листы бумаги с распечатанным силуэтом
человека, цветные карандаши.
— Я предлагаю подумать о том, какие качества могут помочь вам
преодолевать стрессовые ситуации, какого цвета или цветов эти качества, где они могут располагаться в теле.
— Вам необходимо разукрасить силуэт человека в те цвета, которые
соответствуют необходимым качествам.
Участники занятия выполняют задание.
— А теперь попробуйте представить, как эти качества переносятся
с рисунка вам в наиболее подходящие части тела. Почувствуйте, как эти цвета отражаются в вашем теле, например, теплом или прохладой. Выполнение задания.
— Наше тренинговое занятие постепенно подходит к концу.
— Сейчас я предлагаю вам представить себе место , в котором вы чувствуете себя наиболее безопасно и спокойно.
Рассмотрите это место во всех деталях, почувствуйте запахи, послушайте звуки, ощутите свои телесные ощущения, побудьте в этом пространстве некоторое время и возвращайтесь.
Вы можете обращаться к этим образам каждый раз, когда необходимо успокоиться.
— В конце тренингового занятия ведущий предлагает участникам группы
обсудить, что для них было полезного в предложенных способах укрепления
жизнестойкости, и что участники готовы использовать в жизни.