Тренинговое занятие «Внутренняя сила» для обучающихся 9-11 классов  

Развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции , формирование уверенности в себе, способности управлять собственным и отвечать за него

 

Тренинговое занятие «Внутренняя сила»

для обучающихся 9-11 классов

 

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению

психического здоровья участников на основе овладения ими способов

саморегуляции и активизации личностных ресурсов. Развитие способности

справляться с жизненными сложностями.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Процедура проведения

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о занятии.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы

обсудить такие важные темы, как саморегуляция и жизнестойкость. Сегодня мы сможем на практике попробовать различные техники стрессоустойчивости и внимательного отношения к своему состоянию и обращению к своим ресурсам.

 Что же такое жизнестойкость?  Жизнестойкость отражает стремление человека выжить в тех или иных условиях жизнедеятельности, стать индивидуальностью, сформировать конструктивные смысложизненные

установки, реализовать себя и свои способности, при этом преобразуя окружающий мир, делая его лучше.

Жизнестойкость – это творческая реализация своего личностного потенциала, устойчивость не к требованиям той или иной жизненной ситуации, а к возможностям, которые она предоставляет для реализации собственных целей, смыслов, предназначений человека, это мужество жить и творить жизнь.

— А теперь мы обсудим с вами различные способы   саморегуляции.

Разминка

Упражнение 1 «Шум дождя»

Время: 10 минут.

Участники становятся в круг. Ведущий предлагает участникам всем вместе

«прислушаться» к «дождю» и выполнять действия, о которых идет речь.

Представим, что за окном начался дождь. Давайте вместе послушаем, какой он.

Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои

движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите

внимательно!

– Поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

– Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).

– Дождь усиливается. (Хлопки ладонями).

– Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

– А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

– Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

– Дождь утихает. (Хлопки ладонями).

– Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).

– Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

– Солнце! (Руки вверх).

Данное упражнение помогает снять нервно-психическое напряжение

и способствует устранению психической нагрузки на мозг.

Упражнение 2 «Моя тревога»

Время: 15 минут.

Цель упражнения: осознание и вербализация своих переживаний.

Необходимый инструментарий: мяч

Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, что вы испытываете,

когда чувствуете тревогу, нервное напряжение; где находится это переживание, как оно выражается на физическом уровне, в каких ситуациях чаще всего это проявляется».

После того, как все участники вспомнили про свои ощущения во время

тревоги, ведущий предлагает им следующее: «А теперь, передавая по кругу

мяч, вы можете рассказать о том, с какими ситуациями связана ваша тревога и как она проявляется».

Упражнение 3 «Групповое обсуждение»

Время: 20 минут.

Цель упражнения: определение способов и техник саморегуляции.

Необходимый инструментарий: доска, мел или маркер для доски.

Ведущий разделяет доску на 2 части.

Ребята, сейчас вам нужно будет разделиться на две группы

и за отведенное время, придумать как можно больше способов, как  справиться со стрессом и записать их на своей части доски.

После того, как время вышло, ведущий ищет в записях одинаковые способы

и обводит их, они обсуждаются первыми. Далее обсуждаются способы, которые различаются в записях подгрупп.

Давайте обратим внимание на то, что у нас получилось. На доске

я  обвела те способы, которые чаще всего встречались в ваших ответах.

— Как вы думаете, о чем это говорит? Давайте посмотрим, какие есть еще способы, которые, как вы считаете, могут помочь справиться со стрессом

— Скажите, кому подходит вот этот способ…

-Как вы думаете, есть ли еще способы, которые не отражены на доске, но могут быть эффективными?

В процессе обсуждения ведущий может попросить членов команд

продемонстрировать некоторые предложенные ими приемы. Также ведущий может предложить дополнительно другие способы, как можно справиться со стрессом и стабилизировать свое эмоциональное состояние.

 

Упражнение 4 «Весна»

Время: 10 минут.

Цель упражнения: развитие навыков саморегуляции, обучение методам

и приемам снятия напряжения.

Представьте себя большой глыбой снега в морозный день, а сейчас медленно начинает наступать весна, и солнце начинает светить сильнее и согревать все вокруг, глыба начинает таять.

— В процессе рассказа ведущий показывает, как в начале упражнения нужно

напрячься, выпрямиться, быть как будто замороженная глыба снега, а потом

медленно расслабляться: сначала повисает голова, потом опускаются плечи, потом участники группы сгибаются в спине, в коленях и в конце присаживаются.

— Данное упражнение может помочь при сильной напряженности в мышцах

и при общей напряженности, когда человеку может быть необходимо полное расслабление и релаксация.

 

Упражнение 5 «Превращаем проблемы в цели»

Время: 15 минут.

Это упражнение дает участникам возможность научиться смотреть

на проблему как на цель, которая может быть достигнута.

— Иногда мы можем столкнуться со сложностями, однако, что будет,

если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели

бы достичь. Давайте попробуем сделать это.

Ведущий предлагает написать участникам что-то, что им кажется сейчас

проблемой, для этого можно воспользоваться вопросами, которые позволяют

очертить круг возможностей:

– Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?

– Что еще может доставить мне удовольствие?

– В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

– Что создает мне больше всего забот?

– Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?

– Что дает возможность чувствовать себя уютно?

– Что стало в последнее время меня раздражать?

– Что мне надо изменить в себе?

– На что у меня уходит слишком много времени?

– Что мне очень сложно делать?

– От чего я быстро устаю?

– Как я мог бы лучше распределять свое время?

— Теперь постарайтесь описать выбранную вами проблему как

можно более объективно, это может быть текст, схема или сочетание различных способов.

После того, как участники сформулировали проблему и посмотрели на нее

с объективной позиции, ведущий предлагает превратить ее в цель.

— Вы посмотрели на проблему с нескольких точек зрения, теперь

предлагаю вам проделать еще одну трансформацию. Посмотрите на свои записи.

Участники формулируют цель, затем ведущий предлагает обсудить такой

способ взгляда на проблему.

— Легко ли было превращать проблему в цель? Можно

ли использовать этот способ в других ситуациях? Если на пути достижения цели, вам потребуется помощь, к кому вы можете обратиться?

Завершение

Упражнение 7 «Цвета силы»

Время: 15 минут.

Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, повышение самооценки,

прощание.

Необходимый инструментарий: листы бумаги с распечатанным силуэтом

человека, цветные карандаши.

— Я предлагаю подумать о том, какие качества могут помочь вам

преодолевать стрессовые ситуации, какого цвета или цветов эти качества, где они могут располагаться в теле.

— Вам необходимо разукрасить силуэт человека в те цвета, которые

соответствуют необходимым качествам.

Участники занятия выполняют задание.

—  А теперь попробуйте представить, как эти качества переносятся

с рисунка вам в наиболее подходящие части тела. Почувствуйте, как эти цвета отражаются в вашем теле, например, теплом или прохладой.          Выполнение задания.

—  Наше тренинговое занятие постепенно подходит к концу.

— Сейчас я предлагаю вам представить себе место , в котором вы чувствуете себя наиболее безопасно и спокойно.

Рассмотрите это место во всех деталях, почувствуйте запахи, послушайте звуки, ощутите свои телесные ощущения, побудьте в этом пространстве некоторое время и возвращайтесь.

Вы можете обращаться к этим образам каждый раз, когда необходимо успокоиться.

— В конце тренингового занятия ведущий предлагает участникам группы

обсудить, что для них было полезного в предложенных способах укрепления

жизнестойкости, и что участники готовы использовать в жизни.