20.12.2023.
Подготовила:
педагог — психолог
ГОУ ЛНР «КШ №10»
Бжеленко Е.В.
Семинар — тренинг для педагогов
«Работа с обидами»
Цель: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.
Оборудование: столы, стулья, шариковые ручки, листы бумаги, цветные карандаши по количеству участников, свечи, мяч.
Ход занятия:
- Приветствие участников, знакомство с темой.
Незаконченное предложение «Обида – это…». Участники по кругу продолжают фразу.
Лекция об обиде.
Что же такое — обида? Обида — это эмоция выживания и приспособления друг к другу, инструмент управления человеческими отношениями. Все наши скрытые эмоции вызывают психосоматику. Пример: муж пришел с работы радостный и жене бы тоже радоваться. Но, нет. Жена получила информацию от соседки, что её муж влюбился в соседку Любу. В голове жены сразу возникли мысли, что её разлюбили. Энергия обиды преобразуется в боль (язва желудка, онкология).
Если говорить по существу, то обида – это наша защитная реакция на неприятные события. По меньшей мере, обижаясь, мы их так оцениваем.
— В основе обиды лежат наши неоправданные ожидания. Рассогласование наших ожиданий с реальным поведением значимых для нас людей наносит сокрушительный удар по нашей самооценке и чувству собственного достоинства.
Техника «ЦВЕТОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ»
Участники в столбик пишут или рисуют цвета: жёлтый, белый, оранжевый, зелёный, красный. Подумайте о лицах, которые являются важными для Вас, запишите их имена в столбик, не более 4-х человек к каждому цвету. Сопоставьте имена с определенным цветом.
- Карта цвета: желтый, оранжевый, красный, белый, зеленый.
- Выбор цвета обозначает Ваше отношение к себе и близким:
- желтый — тот, кого Вы никогда не забудете;
- оранжевый — лучший друг;
- красный — любимый человек;
- белый — духовный двойник;
- зеленый — тот, кто всегда рядом.
Условия возникновение обиды:
Обижаемся на людей любимых, на людей с которыми мы связаны с взаимоотношениями. Не обижаются на душевнобольных, бомжей, животных. Обида возникает тогда, когда близкий человек ведёт себя не так, как мы ожидаем. Вспомните вашу ситуацию (мама, муж, коллега по работе). Происходит разочарование: реальность не совпадает с ожиданиями. Мы приписываем нашему партнёру программу поведения. И мы надеется на выполнение этой программы. Если происходит ошибка, то результатом будет – обида.
Сила обиды:
- Чем значимее мои ожидания, тем сильнее будет реакция на реальность.
- Чем больше разница между ожиданиями и реальностью, тем сильнее эмоция.
Обиды не будет: если уменьшить значимость ожиданий. Сделать свои ожидания реалистичными или относиться равнодушно, всё равно. Обиды не будет, если мой ум не будет строить нереальные ожидания. Принимаю человека таким, каков он есть. Не судите и не судимы будете. Принять себя , принять другого. Я могу воспринимать поведение другого, не оценивая его, тогда обиды не будет. Я могу остановить умственные действия по поводу обиды. Обида вызывает гнев. В гневе отнимается психическая энергия, в гневе люди агрессивны и злы. Обида вызывает психосоматику. Обиженные люди больны и инфантильны.
2.Практическая часть
Как ослабить обиду?
В общих чертах можно подвести итог и сделать кое-какие выводы.
- Первое – это понять себя. Это означает осознать свои ожидания, направленные на поведение обидчика в данной ситуации. Например, что я ожидаю от своего партнёра? (написать). Когда предвидите поведение партнёра, то обиды не будет. ( Муж сидит за компьютером).
- Второе — это понять обидчика. Насколько мои ожидания относительно поведения другого человека – реалистичны. Это предполагает желание понять причины его поведения в данной ситуации. Соотнести свои ожидания с реальными обстоятельствами, с его поведением. Удивитесь, насколько вы эгоистичны и склонны к тирании. Т.е. мои ожидания нуждаются в корректировке.
- Кто мне внушил эти установки? Кто образовал мои нереалистистические ожидания? От кого научился? У кого я проявил наклонность так программировать людей? Существуют стереотипы, определенный сценарий поведения. Способность обижаться мы получили в детстве. Ребенок программирует поведение родителей, он бессознательно управляет поведением родителей. Ребёнок помогает духовному созреванию родителей, дети нас воспитывают. Нужно поставить себя на место обидчика.
Взгляните на себя глазами обидчика.
Вопрос: А знает ли обидчик как надо себя вести?
Варианты:
- Не знает.
- Знает, но в данный момент был занят другими мыслями.
- Знает, но не умеет себя вести как надо.
- Знает, но хочет меня наказать и специально не делает.
Упражнение «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ОБИДЕ».
Цель: стимуляция умения прощать обиды, забывать плохое , избавляться от груз нежелательных эмоций.
— Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: родителей, любимого человека, учителя, друга…
— Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас.
— Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…
— Что вы чувствовали тогда?
— Какие ощущения были в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?
— Какие мысли приходили в голову?
Упражнение «ПИСЬМО ОБИДЧИКУ»
Участникам предлагается написать письмо обидчику, не обязательно прощать, просто высказаться (даже человеку, которого уже нет в живых).
Далее, письмо следует смять и сжечь (этот пункт участникам предлагается выполнить вне стен учреждения).
Упражнение « РЮКЗАК С ОБИДАМИ».
Цель: стимуляция умения прощать обиды, забывать плохое , избавляться от груза нежелательных эмоций.
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох-выдох.
— Представьте, что вы находитесь высоко в горах и стоите на узком, шатком мостике над ущельем. У вас на спине рюкзак, наполненный вашими обидами, разочарованиями, злостью, негативными эмоциями. Еще одна эмоция, обида – и рюкзак перевесит вас. Вы упадете в пропасть. Попытайтесь больше не нагружать рюкзак, не складывайте в него очередную обиду, а резко сбросьте его с плеч – пусть все ваши обиды падают в пропасть. Постойте еще немного на мостике, попрощайтесь с негативом и возвращайтесь домой.
— Справиться с обидами помогают упражнения, медитации, молитвы, благодарственные письма, техники.
— Хочу Вам предложить технику ДПДГ (десенсибилизация психических травм с помощью движения глаз). Это авторская техника психолога Андрея Баракина. С помощью этой техники ситуация из памяти не уйдет, но эмоций уже не будет. Эта техника предусматривает работу с прошлыми ситуациями (страхи, насилие, потери, обиды). Этой технике можно научиться, она работает со всеми категориями: взрослыми, детьми, с самим собой. Чтобы ею овладеть, брать вначале для тренировки легкие случаи из жизни взрослых. Пока не натренируемся на маме, папе, муже, с детьми не работаем, чтобы не было у детей повторной травмы. Как работает техника? Двигаем глазами слева направо, голова остается на месте, поочередно включается правое и левое полушарие. Клиента опрашиваем и записываем дословно все его воспоминания, описание должно быть детальным, записываем как можно подробнее. Какой запрос? Техника работает с психическими травмами в прошлом. Для работы используется линейка « Шкала субъективного беспокойства», т.е. насколько баллов вы чувствуете эту ситуацию.
Баллы от 0 до 10. (0 — полное спокойствие, 10 — максимальное значение переживаний).
Работаем от 6 до 10 баллов, меньше не работаем.
Работа с психологом:
— Следи за карандашом, если сам, то надо найти точку слева ( лампа) , справа- телевизор. Предлагаю воспользоваться данной техникой, желающему опробовать технику ДПДГ.
- Идет воспоминание и запись истории. Клиент двигает глазами.
2.Сколько баллов Вы себе поставите по «Шкале субъективного беспокойства»?
- Итак, несколько раз психолог повторяет клиенту его историю дословно. Когда доходит до 3-4 баллов, спрашивает о продолжении работы клиента с психологом. При работе может быть рост баллов это — норма, затем спад.
— Как себя чувствуете?
После работы с техникой ДПДГ покушать, руки помыть холодной водой (лед достать).
Эта техника может понадобиться всю жизнь, на ней можно деньги зарабатывать. Детей можно ставить перед собой и постукивать по плечам.
Заключительная часть. Рефлексия.
Участники передают по кругу мяч и делятся впечатлениями, удалось ли им ослабить обиду, что удивило, что понравилось, что было трудным и непонятным.
— В заключении хочу преподнести Вам небольшой подарок. Возьмите эти свечки и дома, в тишине, зажгите их. Мысленно в огонь свечи сбрасывайте свои обиды, переживания, неприятности — это тоже даёт терапевтический эффект. Благодарю всех за активное участие в семинаре — тренинге. Желаю всего хорошего.
Рисунок 1 — Работа на семинаре