Метод мандала

Метод «мандала» в арт-терапии.

В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала – циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т.д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность». Несмотря на то, что мандала представляет собой весьма интересный культурный феномен, создание ее, мандалы, применяют в профессиональной работе практические психологи и психотерапевты (арт-терапевты), а также научные исследователи измененных или особых состояний сознания.

Ритуальное использование мандал в других культурах.

В культуре древней Месопотамии понятие круга сформировалось примерно к  2300 г. до нашей эры. Аналогичное понятие – понятие свастики – возникло в культуре Дальнего Востока около 3000 г. до н.э. Образ круга с крестом внутри характерен для многих культур. Его роль заключается в том, чтобы выражать интуитивно постигаемые человеком отношения с внешними процессами, такими как изменение времен года. Древние шумеры связали времена года с четырьмя известными им планетами – Марсом, Сатурном, Меркурием и Юпитером.

«Вавилоняне связали эти планеты  с разными божествами, общим источником которых считалось солнце…  Все эти боги воплощали собой отраженные солнцем различные аспекты времени. Мардук считался наиболее полным выражением сущности солнца; Набу – воплощением вечернего и осеннего солнца; Нинурта – полдневного и летнего светила, а Нергал – зимнего и ночного солнца» (Kuhn, 1976, р.179).

Таким образом, человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается. Конкретное воплощение этой психической и культурной конструкции —  это мандала и ее проекция на внешние формы.

Очень важно, что мандала отражает не только отношения человека с внешним миром, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности.
(Govinda, 1975).

Феномен мандалы не ограничивается религиозной и психотерапевтической практикой, но может также использоваться в качестве средства самопознания.

Когда Эго повреждено или дисгармонично, мандала выступает в качестве поддерживающей структуры.

Мандала как отражение процесса развития и изменений.

Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности.

Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в мандале движение по часовой стрелке или против нее отражает характерную для человека в тот или иной момент времени кортикальную активность. Характерные для психической деятельности колебания отражаются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для человека со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад – если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательно контроля, а влево – с состоянием сна и другими измененными состояниями.

Психика действует по принципу гироскопа, совершающего колебания то в одном, то в другом направлении.

Создание мандал в качестве психотерапевтического приема.

«Такая психотерапия гибка, это не процедура, а приключение. Процесс работы заключается не в том, как это часто ошибочно думают, что доктор ищет, что с пациентом «не так», и затем говорит ему об этом, а в том, что пациент рассказывает доктору о своей жизни. Диалог психотерапевта с пациентом удается ровно в той мере, в какой психотерапевт принимает то, что он слышит от пациента. Неважно, рассказывает ли пациент о чем-либо по настоянию доктора или по своей воле. Суть в том, что психотерапевт не пытается что-то разузнать о пациенте и затем его чему-то научить, но показывает пациенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути невербализуема» (Perlz, 1951, р.15).

Практика показала, что создание медитативной, созерцательной атмосферы способствует успешности метода. Этим данная техника отчасти напоминает ритуал. Любой полученный в результате рисунок априори следует считать осмысленным, даже если в данный момент его смысл определить трудно.

Создание мандалы, как правило, успокаивает пациентов, они словно на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружаются в состояние созерцания.

Мандала может рассматриваться как сосуд, который вмещает в себя все содержание психики – как сознания, так и бессознательного. Даже отсутствие в мандале того или иного цвета может многое сказать о вытеснении определенных переживаний.

Мандала в качестве проективного средства.

Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это – не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам.