Выступление Бжеленко Е.В.
ЗДУВР ГОУ ЛНР «КШ №10»
Работа с одарёнными детьми.
Образовательная система нашей школы имеет многолетние традиции, творческие подходы к работе с одаренными и способными обучающимися.
И эта работа начинается с учащимися с 1-го класса.
Начальная школа для обучения и воспитания таких учеников предусматривает задания, которые имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей.
В средних классах — путём открытия классов с углубленным изучением математики, биологии, в старших классах открытие физико-математического и химико-биологического профиля. Вариативная составляющая рабочего учебного плана школы направлена на организацию дополнительных занятий из отдельных предметов. Из части, формируемой участниками, образовательных отношений, часы распределены с целью подготовки к успешному прохождению ГИА., развитию познавательных потребностей и способностей, получения практических навыков средствами различных предметов:
Довольно значительные результаты в течение многих лет выявляют воспитанники школы и в ІІ -ІІІ этапах ученических олимпиад по базовым и специальным дисциплинам. ( На слайдах представлены достижения обучающихся по предметным олимпиадам).
В течение 5 лет школа участвовала в экспериментальной деятельности по теме исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одарёнными детьми в образовательном пространстве учебного заведения с углублённым изучением отдельных предметов».
Цель исследования: экспериментальная проверка результативности модели психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми и молодежью в образовательном пространстве школы.
Эффективность инновационного опыта определена успехами учащихся на олимпиадах, марафонах, научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.
Целями работы педагогов образовательного учреждения с детьми являются:
— выявление одаренных детей;
— создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Важным аспектом является психологическое сопровождение талантливых и одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации школы, родителей.
В школе психолого-педагогическая деятельность нацелена на развитие:
— интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования и внеурочной деятельности.
— способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
— спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.
Были выделены задачи для реализации вышеуказанных целей:
1.Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми. Школьные теоретические и практические семинары, тренинги; консультации для учителей, родителей, учащихся, педагогическая диагностика. Участие в онлайн- вебинарах, тренингах, семинарах разного уровня.
2.Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
1) учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
В школе постоянно проводится работа по выявлению одарённых детей.
К методам выявления одаренных детей относятся:
— наблюдение;
— общение с родителями;
— работа психолога: тестирование, анкетирование, беседы. Сформирован банк диагностических методик, который используется в практической работе психолога. А также осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом:
— олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно
и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи разработаны педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы
на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.
Обобщая, еще раз подчеркнем, что для развития одаренного ребенка необходимо создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей, при этом сохраняя целостность системы его обучения и воспитания, и комплексное воздействие на ребенка.
Передовой педагогический опыт показывает, что обучение одаренных детей происходит наиболее эффективно, если работа школы основана на дифференциации обучения в связи со способностями обучающихся.
Другая форма работы с одаренными детьми – создание групп по интересам. Они могут называться спецкурсами с разной длительностью, элективами, факультативами, кружками, внеурочной деятельностью.
Какой бы метод не использовался для того, чтобы стимулировать интересы одаренных детей, он должен отвечать двум критериям: деятельность таких групп должна способствовать росту теоретических знаний учащегося и быть дополнением к школьной программе.
Презентация «Организация работы с одаренными детьми»