Работа с одаренными детьми

Выступление Бжеленко Е.В.

ЗДУВР ГОУ ЛНР «КШ  №10»

 

Работа с одарёнными детьми.

Образовательная система нашей  школы имеет многолетние  традиции, творческие подходы к работе с одаренными и способными обучающимися.

И эта работа начинается с учащимися с 1-го класса.

Начальная школа  для обучения и воспитания таких учеников предусматривает задания, которые  имеют систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей.

В средних  классах —  путём открытия  классов  с углубленным изучением математики, биологии, в старших классах   открытие физико-математического и химико-биологического профиля. Вариативная составляющая рабочего учебного плана школы направлена на организацию дополнительных занятий из отдельных предметов.  Из части, формируемой  участниками, образовательных отношений,  часы распределены с целью  подготовки к успешному прохождению  ГИА., развитию   познавательных потребностей и  способностей, получения практических навыков средствами различных предметов:

Довольно значительные результаты в течение многих  лет  выявляют воспитанники школы и в ІІ -ІІІ этапах ученических олимпиад по базовым и специальным дисциплинам.  ( На слайдах представлены достижения обучающихся по предметным олимпиадам).

В течение 5 лет  школа участвовала в экспериментальной деятельности  по теме исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одарёнными детьми в образовательном пространстве учебного заведения с углублённым изучением отдельных предметов».

Цель исследования: экспериментальная проверка результативности модели психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми и молодежью в образовательном пространстве  школы.

Эффективность инновационного опыта определена успехами учащихся на олимпиадах, марафонах, научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.

Целями   работы педагогов  образовательного учреждения с детьми являются:

— выявление одаренных детей;

— создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Важным аспектом является психологическое сопровождение талантливых и одаренных  детей. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации школы, родителей.

В школе  психолого-педагогическая  деятельность нацелена на развитие:

—     интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования и внеурочной деятельности.

— способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

— спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.

 Были выделены задачи для  реализации вышеуказанных целей:

1.Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми.  Школьные теоретические и практические семинары, тренинги; консультации для учителей, родителей, учащихся, педагогическая диагностика. Участие в онлайн- вебинарах, тренингах, семинарах разного уровня.

2.Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей:

1) учащиеся с  высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);

2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

В школе постоянно проводится работа по выявлению одарённых детей.

К  методам выявления одаренных детей относятся:

— наблюдение;

— общение с родителями;

— работа психолога: тестирование, анкетирование, беседы. Сформирован банк диагностических методик, который используется в практической работе психолога.  А также осуществляется организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом:

—  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно
и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи разработаны  педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы
на интересующие вопросы. Для этих целей могут  использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Обобщая, еще раз подчеркнем, что для развития одаренного ребенка необходимо создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей, при этом сохраняя целостность системы его обучения и воспитания, и комплексное воздействие на ребенка.

Передовой педагогический опыт показывает, что обучение одаренных детей происходит наиболее эффективно, если работа школы основана на дифференциации обучения в связи со способностями обучающихся.

Другая форма работы с одаренными детьми – создание групп по интересам. Они могут называться спецкурсами с разной длительностью, элективами, факультативами, кружками, внеурочной деятельностью.

Какой бы метод не использовался для того, чтобы стимулировать интересы одаренных детей, он должен отвечать двум критериям: деятельность таких групп должна способствовать росту теоретических знаний учащегося и быть дополнением к школьной программе.

 

Презентация «Организация работы с одаренными детьми»