Составила практический психолог
ГОУ ЛНР «КШ №10» Бжеленко Е.В.
Семинар — тренинг по профилактике эмоционального выгорания « Путь к себе»
Структура:
- Введение
- Презентация « Профессиональное « выгорание» педагога и его профилактика»
- Упражнения арт — терапии:
— упражнение — самопрезентация « Моё имя» или « Каким я себя вижу» (работа с бумагой).
Цель: развивать умение презентовать себя, видеть себя изнутри, осмысливать своё единство с миром, создать ситуацию познания нового о себе и других;
— упражнение « Я и моё тело» (работа с фольгой)
Цель: исследование проблемы восприятия человеком собственного «Я», своего тела, осознание существующих в связи с этим проблем. Коррекция тревожности и депрессивного состояния;
— упражнение « Спина — барабан» (восприятие телом)
Цель: снятие эмоционального напряжения, способствование групповому взаимодействию, возможность почувствовать общее настроение группы, подстроиться к положительному восприятию окружающего мира.
Упражнения выполняются до 5 минут. Обсуждение до 20 минут.
- Проективные карты « Хасидская мудрость». Их назначение — способствовать самопознанию человека, улучшению его связи со своим внутренним источником мудрости.
- Обсуждение, подведение итогов, обмен мнениями, чувствами, переживаниями.
Материал: ноутбук , проектор, экран; музыкальное сопровождение; цветные карандаши, ножницы, кисти, баночки для воды, белая, цветная бумага А-4, фольга, проективные карты « Хасидская мудрость».
Ход семинара
— Сегодня наш семинар — тренинг по профилактике эмоционального выгорания « Путь к себе» рассчитан на 1,-1,5 часа. Тренинг — это некоторое пространство, где можно экспериментировать со своими чувствами, мыслями, переживаниями, проявлять свое творчество, корректировать свое состояние и состояние других.
Структура семинара — тренинга такова:
- Краткая теоретическая и практическая часть: Презентация « Профессиональное « выгорание» педагога и его профилактика».
- Практическая часть: некоторые упражнения, которые применяются в арт- терапии. Арт- терапия способна простыми и экологическими способами актуализировать внутренний потенциал каждого человека, способствовать исцелению и установлении гармонии личности, формировать творческую позицию человека. Поэтому именно сейчас настало время арт- терапии. Арт- терапия- метод исцеления с помощью творчества. Арт- терапия-это способ произвольного самовыражения и самопознания.
- Проективные карты « Хасидская мудрость». Их назначение — способствовать самопознанию человека, улучшению его связи со своим внутренним источником мудрости.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Кофе — брейк.
1.Упражнение «Моё имя» или « Каким я себя вижу» (самопрезентация).
Цель: развивать умение презентовать себя, видеть себя изнутри, осмысливать своё единство с миром, создать ситуацию познания нового о себе и других.
Инструкция группе. Создать свой образ, образ своего имени с помощью бумаги. Бумагу можно рвать, резать, обрывать. Можно использовать белую или цветную бумагу, краски, карандаши.
Время для работы 5 минут. И затем презентация своей работы.
- Упражнение « Я и моё тело» (Работа с фольгой).
Цель: исследование проблемы восприятия человеком собственного «Я», своего тела, осознание существующих в связи с этим проблем. Коррекция тревожности и депрессивного состояния.
Инструкция группе. Фольга — очень удобный материал для работы. Её можно складывать, мять, рвать. Из неё можно создавать различные образы. Попробуйте из фольги создать ваши представления о собственном Я и теле. Вам в течение 5-ти минут необходимо не только создать образ, но и придумать название своей композиции и от имени 3-его лица составить рассказ, затем представить его группе.
3.Упражнение « Спина — барабан» (восприятие телом)
Цель: снятие эмоционального напряжения, способствование групповому взаимодействию, возможность почувствовать общее настроение группы, подстроиться к положительному восприятию окружающего мира.
Инструкция группе. Стать в колонну, называется эмоция (радость, грусть, гнев, страх, утомление, интерес) , показать эту эмоцию на спине впереди стоящего человека.
4.Проективные карты « Хасидская мудрость».
Цель: способствовать самопознанию человека, улучшению его связи со своим внутренним источником мудрости.
Инструкция группе. — Представьте себе, что Вам посчастливилось обратиться к великому мудрецу. Мысленно задайте свой вопрос. Наугад вытащите карту. Прочитайте изречение. Оцените, какова ваша реакция на него:
— согласны? Не согласны? Безразличны?
— Сбиты с толку? Возмущены? Удивлены?
— Если допустить, что это послание важно для Вас, как все-таки можно связать его с вашей жизнью?
5.Подведение итогов, обсуждение:
Вопросы для обсуждения:
— что понравилось?
— какой опыт оказался ценным?