Городской семинар — тренинг по профилактике эмоционального выгорания «  Путь к себе»

Составила практический психолог

ГОУ ЛНР «КШ №10»  Бжеленко Е.В.

 

Семинар — тренинг   по профилактике эмоционального выгорания «  Путь к себе»

       Структура:

  1. Введение
  2. Презентация  « Профессиональное « выгорание» педагога и  его профилактика»
  3. Упражнения арт — терапии:

—  упражнение — самопрезентация « Моё имя» или « Каким я себя  вижу» (работа с бумагой).

Цель:  развивать умение презентовать себя, видеть себя изнутри, осмысливать своё   единство с миром, создать ситуацию познания нового о себе и других;

—  упражнение  « Я и моё тело»  (работа с фольгой)

Цель: исследование проблемы восприятия человеком собственного «Я», своего тела, осознание существующих в связи с этим  проблем. Коррекция тревожности и депрессивного состояния;

— упражнение « Спина — барабан» (восприятие телом)

Цель: снятие эмоционального напряжения, способствование групповому взаимодействию, возможность почувствовать общее настроение группы, подстроиться к положительному восприятию окружающего мира.

Упражнения выполняются до 5 минут. Обсуждение до 20 минут.

  1. Проективные карты « Хасидская мудрость». Их назначение — способствовать самопознанию человека, улучшению  его связи со своим внутренним  источником мудрости.
  2. Обсуждение, подведение итогов, обмен мнениями, чувствами, переживаниями.

Материал: ноутбук , проектор, экран; музыкальное сопровождение;  цветные  карандаши,  ножницы, кисти,  баночки для воды, белая, цветная бумага А-4,  фольга, проективные  карты « Хасидская мудрость».

 Ход семинара

— Сегодня наш  семинар — тренинг    по профилактике эмоционального выгорания   « Путь к себе» рассчитан на 1,-1,5 часа.  Тренинг — это некоторое пространство, где можно экспериментировать со своими чувствами, мыслями, переживаниями, проявлять свое творчество, корректировать свое состояние и состояние других.

Структура семинара — тренинга такова:

  1. Краткая теоретическая и практическая часть:  Презентация                                                       « Профессиональное  « выгорание» педагога и  его профилактика».
  2. Практическая часть: некоторые упражнения, которые применяются в арт- терапии. Арт- терапия способна простыми и экологическими способами актуализировать внутренний потенциал каждого человека, способствовать исцелению и установлении гармонии личности, формировать творческую позицию человека. Поэтому именно сейчас настало время арт- терапии.  Арт- терапия- метод исцеления с помощью творчества.  Арт- терапия-это способ произвольного самовыражения и самопознания.
  3. Проективные  карты « Хасидская мудрость». Их назначение — способствовать самопознанию человека, улучшению  его связи со своим внутренним  источником мудрости.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.
  5. Кофе — брейк.

1.Упражнение «Моё имя» или « Каким я себя вижу» (самопрезентация).

Цель:  развивать умение презентовать себя, видеть себя изнутри, осмысливать своё   единство с миром, создать ситуацию познания нового о себе и других.

Инструкция группе. Создать свой  образ, образ своего имени с помощью бумаги. Бумагу можно рвать, резать, обрывать. Можно  использовать белую или цветную бумагу, краски, карандаши.

            Время для работы 5 минут.   И затем  презентация своей работы.

  1. Упражнение « Я и моё тело» (Работа с фольгой).

 Цель: исследование проблемы восприятия человеком собственного «Я», своего тела, осознание существующих в связи с этим  проблем. Коррекция тревожности и депрессивного состояния.

Инструкция группе. Фольга —  очень удобный материал для работы. Её можно складывать, мять, рвать.  Из неё можно создавать различные образы. Попробуйте из  фольги создать ваши представления о собственном  Я и теле. Вам в течение 5-ти минут необходимо не только создать образ, но и придумать название своей композиции и от имени 3-его лица составить рассказ, затем представить его группе.

3.Упражнение « Спина — барабан» (восприятие телом)

Цель: снятие эмоционального напряжения, способствование групповому взаимодействию, возможность почувствовать общее настроение группы, подстроиться к положительному восприятию окружающего мира.

Инструкция группе. Стать в колонну,  называется  эмоция (радость, грусть, гнев, страх, утомление, интерес) , показать эту эмоцию на спине впереди стоящего человека.

4.Проективные  карты « Хасидская мудрость».

Цель: способствовать самопознанию человека, улучшению  его связи со своим внутренним  источником мудрости.

Инструкция группе. —  Представьте себе, что  Вам посчастливилось обратиться к великому мудрецу. Мысленно задайте свой вопрос. Наугад вытащите  карту. Прочитайте изречение. Оцените, какова ваша реакция на него:

— согласны? Не согласны? Безразличны?

— Сбиты с толку? Возмущены?  Удивлены?

— Если допустить, что это послание важно для Вас, как все-таки  можно связать его с вашей жизнью?

5.Подведение итогов, обсуждение:

Вопросы для обсуждения:

— что понравилось?

— какой опыт оказался ценным?